?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у alexhitrov в Эгершельд — район первого ранга
Лето в разгаре, районы зеленеют — самое время идти «в поля». Первый в этом году материал — о самом морском районе Владивостока. Море не только омывает Эгершельд со всех его трех сторон. Оно здесь буквально в каждом здании и в каждом сквере, на каждом шагу — от названий элитных домов до названий скверов: Капитанский район, Портовый городок, Сквер Юнг и сквер капитана Анны Щетининой, Морской университет и Шкотовский створ маяков… Что уж говорить о пляжах, стоянках маломерных судов и, конечно, никогда не спящем торговом порте.
1-12.jpg

Шкота — большой, Эгершельд — маленький

Весь район находится на полуострове, названном именем капитана первого ранга и командира корвета «Америка» Николая Яковлевича Шкота. Однако горожане по уже сложившейся привычке вытесняют из народной памяти имя прославленного моряка и заменяют его именем капитана второго ранга и картографа Густава Христофоровича Эгершельда. Хотя на картах фамилией этого человека, описавшего и обмерившего всю бухту Золотой Рог, назван только мыс с самой высокой точкой района — сопкой Крестовой.
1-65.jpg

1-3.jpg

О том, что Эгершельд — район с большой историей, морским характером, своими легендами и героями, VL.ru рассказала экскурсовод Наталья Паленая. Вместе с корреспондентами она прогулялась по полуострову Шкота.
1-19.jpg

1-149.jpg

Рассказ об этом необычном районе стоит начать со второй половины XIX века, когда моряки, прибывшие на дикие земли побережья Южно-Уссурийского края, оценили стратегически выгодное положение полуостровов, прикрывавших с востока и запада пост на берегу бухты Золотой Рог. Военные укрепления появились тогда именно на полуостровах Голдобина и Шкота.
1-4.jpg

1-37.jpg

Первые десятилетия истории города на территории района Эгершельд находились только военные. Укрепления, которые на рубеже XIX-XX веков строились для защиты входа в бухту Золотой Рог и отражения атак со стороны Амурского залива, теперь стали «объектами культурного наследия федерального значения».
1-56.jpg

1-50.jpg

Владивостокская крепость представлена здесь Токаревской мортирной береговой батареей, береговыми противодесантными полукапонирами, пороховыми погребами, Саперной и Тигровой береговыми батареями. О военных укреплениях Эгершельда поговаривают разное: подземелья здесь устроены так, что, если определенные их части взорвать, весь полуостров уйдет под воду. Или о том, что с Эгершельда есть подводный тоннель на остров Русский.
1-3.jpg

1-72.jpg

Кроме дотов, дзотов и береговых батарей военные оставили городу одноэтажные кирпичные казармы и версты дорог, которые впоследствии стали улицами жилых районов. Одна из самых интересных казарм — это здание современной художественной школы № 1. Здесь была организована первая в городе радиотелеграфная станция, затем, в 1917 году, размещалась типография, выпускавшая первые номера газеты «Красное знамя», позже здесь работал первый эгершельдский райком ВЛКСМ, а затем первая широковещательная радиостанция.
1-42.jpg

1-138.jpg

Первыми гражданскими, появившимися на полуострове, стали переселенцы, прибывавшие во Владивосток морем. В деревянных бараках пересыльного пункта в районе нынешней железнодорожной больницы они концентрировались, чтобы потом разъехаться по разным районам Приморья.
1-86.jpg

1-137.jpg

Облик полуострова стал меняться после императорской петиции 1896 года о строительстве коммерческого флота. Мелководное побережье бухты стали углублять, ставить причальные стенки. Так начинался современный ВМТП. За свою историю он не раз получал «толчок» от государства — в начале XX века, в 60-е годы. Новый генплан также предусматривает расширение его площадей.
1-1 (2).jpg

1-5.jpg

С развитием порта стали строиться и жилые дома для портовиков и моряков. За Казанским мостом вырос целый микрорайон — двух-трех этажных домиков, по тем временам роскошных, со всеми коммунальными благами. После Великой Отечественной на полуострове появилось еще насколько кварталов — на этот раз массивных «сталинок» с квартирами для капитанов гражданского флота.
1-11.jpg

1-114.jpg

А вот масштабное возведение «Большого Владивостока» после принятия генплана 1960 года «пощадило» Эгершельд. В то время, когда на Второй Речке и Луговой как под копирку штамповались кварталы пятиэтажных «временных» хрущевок, здесь было слишком много портовых и складских помещений и слишком мало места для масштабного строительства.
1-35.jpg

1-6.jpg

Эгершельд все это время был районом моряков и рыбаков, капитанов, юнг и курсантов. Именно моряки торгового флота во времена «оттепели» занесли сюда «вирус» свободы, который затем охватил весь город. Именно моряки стали первыми бизнесменами, первыми распространителями зарубежной музыки, законодателями моды и главными добытчиками всего самого дефицитного. Именно здесь, на Эгершельде, открылся валютный магазин для моряков «Альбатрос».
1-45.jpg

1-60.jpg

И именно в их — моряков — доме культуры во второй половине 80-х годов нашел пристанище владивостокский рок-клуб. По средам в стенах ДКМа встречались, общались, решали насущные вопросы местные любители тяжелой музыки. Здесь зародились первые коллективы — «Рваные вены», «Дионис», «Атлас», «Депеша», «Туманный стон», «Абстракцион», «Седьмой прохожий», «Листья травы» и, конечно, «Мумий Тролль». На рубеже советского и «нового» времени владивостокские команды наощупь осваивали эту андерграундную музыку, и им было с кого брать пример. В конце 80-х в ДКМ отгремели первые во Владивостоке концерты групп «Чайф» и «Телевизор». А легендарная «Алиса» с «доктором Кинчевым» во главе в течение недели давала по два концерта в день и собирала битком набитые ревущей толпой залы.
1-94.jpg

1-95.jpg

Но это было только начало «золотого века» владивостокской рок-музыки, и тем, кто протаптывал эту тропу, приходилось нелегко. Когда владивостокский рок-клуб выдворили из ДКМа, городская рок-тусовка оказалась на улице. Отдельные группы собирались в гаражах района, а общие собрания проводили под козырьком приморского главпочтамта (у «БигБэна») — рядом с привокзальной площадью.
1-24.jpg

1-39.jpg

Есть у Эгершельда и еще одна сторона жизни — тихая и неприметная. На полуострове находятся несколько заброшенных кладбищ. Первые захоронения появились на Эгершельде в начале прошлого столетия вокруг Храма Казанской божьей матери. Здесь был похоронен и Владимир Клавдиевич Арсеньев. В 1953 году жилым микрорайонам стало тесно в таком соседстве и кладбище закрыли. Могилу исследователя перенесли на Морское кладбище, о других захоронениях позаботились родственники усопших, но далеко не обо всех. Несмотря на это, уже в 1958 году на месте старого кладбища открылся кинотеатр «Вымпел». Настали новые времена, бывшие советские граждане вновь потянулись к религии — развлекательное заведение стало храмом. А в 2003 году на его территории был открыт мемориал в память о тех, чьи могилы не были перенесены.
1-130.jpg

1-128.jpg

1-129.jpg

Еще одно дореволюционное кладбище расположилось почти на самой оконечности полуострова, на склоне, обращенном к Амурскому заливу. Там и сейчас в густой траве можно найти надгробные плиты на остатках могил.
1-9.jpg

1-27.jpg

Экскурсовод Наталья Паленая рассказала нам и о массе других интересных мест полуострова. Это и дом первой в городе матери-героини Раисы Полутис, воспитавшей 11 детей, и скульптура трех китов из 300-летнего американского вяза, а также связанная с ней история операции спасения у берегов Аляски, и первый в России цельносварной мост (Казанский), который уже больше 80 лет не требует капитального ремонта, и пожарная каланча сразу за этим мостом — бывшее место сбора первых революционных маевок, и гора Крестовая, на которую когда-то планировали водрузить 30-метрового Ильича, и, наконец, самая-самая конечная точка Транссибирской магистрали — место, где рельсы буквально упираются в море…
1-30.jpg



Современность: «Эгер» элитный

Современный Эгершельд, в народе «Эгер», — район Владивостока, претендующий на респектабельность, по цене жилья — второй после Центра.
1-62.jpg

1-73.jpg

Больше всего предложений здесь на продажу одно— и двухкомнатных квартир. Средняя стоимость квадрата в однушке на Эгершельде — порядка 100 тысяч рублей, в двухкомнатной квартире — около 70-ти, трехкомнатной — 60-ти.
1-77.jpg

1-50.jpg

Общая площадь жилых квадратных метров района — больше 800 тысяч, и с каждым годом она все увеличивается. Как и средняя этажность зданий. Сейчас эта цифра, по данным специалистов, — 5,3 этажа, но строительство элитных жилых комплексов «тянет» ее все выше и выше.
1-10.jpg

1-18.jpg

Есть и неприглядная сторона района, роднящая его с остальными частями города — рядом с новенькими многоэтажками соседствуют двухэтажные бараки, деревянные аварийные постройки без коммунальных услуг и полуразвалившиеся избушки.
1-76.jpg

1-75.jpg

По словам жителей района, уплотнение застройки создает дополнительную нагрузку на узкие дороги района. Общая протяженность улично-дорожной сети Эгершельда — 36,5 км, из них городские магистрали — 12 км, остальное — районные улочки и проезды.
1-13.jpg

1-132.jpg

При этом протяженность маршрута общественного транспорта по территории района — всего 6 км. Здесь ходят автобусы № 59, 60, 61, 62, 81. Казалось бы, жители элитного района мало зависят от общественного транспорта, однако и с парковками для личных авто здесь не все гладко. По данным на 2011 год, на территории полуострова смогут найти пристанище только 5 тысяч автомобилей — и это почти на 40 тысяч местного населения. Как результат — частые пробки на Верхнепортовой, Нижнепортовой и Посьетской и забитые машинами придомовые территории. Осложняют ситуацию большегрузы, курсирующие в порт и из порта по главной улице района.
1-1.jpg

1-100.jpg

Несмотря на то, что уровень пробок местные жители оценивают как «терпимый», некоторые противники даже краткосрочного стояния прибегают к хитростям — при наличии пропуска можно проехать по территории порта. Говорят, оформить его — не проблема.
1-157.jpg

1-47.jpg

Климат в самом морском районе города — самый морской. Зимой здесь со всех сторон дуют ледяные ветра, а летом — гуляют туманы, если их не разгоняет морской бриз. К услугам обитателей района летний отдых на трех пляжах, круглогодичная рыбалка на корюшку и кальмара, романтические прогулки на барже с маяка на о. Русский.
1-7.jpg

1-16.jpg

1-61.jpg

Будущее светлое… но верится с трудом

Заглянуть в будущее полуострова Шкота нам помог проект планировки района из генерального плана развития Владивостока. В ближайшее время его хотят скорректировать, однако сейчас в нем можно найти много интересной информации по дальнейшему развитию района Эгершельд.
1-81.jpg

1-55.jpg

Так, архитекторами Владивостока предусмотрено строительство и достройка здесь жилых комплексов «Атлантис — 2» (Тигровая, 16А), «Аквамарин» (Арсеньева, 2), «Мыс Купера» (Авраменко, 2), 9-этажного административно-жилого комплекса на Станюковича, 54Б, группы высотных жилых домов на Леонова, 33, многоэтажек на Леонова, 43, Крыгина, 68, Станюковича, 48. Не забудут и о малоэтажном жилом строительстве (до 4 этажей) на Самарской, 8А и Сипягина, 30, а также террасных таунхаусах в районе Чернышевского.
1-82.jpg

1-17.jpg

На заседаниях градсовета между тем обсуждаются все новые проекты строительства небоскребов на полуострове. Архитекторы просят «акцентов». Таким образом, проект 23-этажного жилого дома на Верхнепортовой, 41 превратился в проект 51-этажного гиганта.
1-87.jpg

1-99.jpg

На минувшем градостроительном совете появились желающие сделать проект развития полуострова всего за 3 миллиона рублей. По их задумке Эгершельд должен стать чем-то средним между Гонконгом, Нью-Йорком и Сингапуром. Подробности…
1-66.jpg

1-89.jpg

Проблему дорог и пробок архитекторы тоже готовы решить легко и просто — до 2025 года построить мосты на Чуркин и зачем-то на о. Елены. Не говоря уже о том, что в генплане масса проектов других путепроводов и развязок: через железнодорожные пути от Нижнепортовой до Верхнепортовой, между Нижнепортовой и Корабельной набережной; развязок на некой «проектируемой магистральной улице общегородского значения» с Токаревской Кошкой и Казанской улицей.
1-103.jpg

1-104.jpg

Предусмотрено появление и новых улиц: от Станюковича до пер. Красноармейский (продление), от Авраменко до Верхнепортовой, от Сипягина и Керчинской до еще не существующей магистральной улицы общегородского значения, от Саратовской до Крыгина, от Леонова до Крыгина, от Полевой до Ялтинской, от Верхнепортовой до моста на о. Елена с пересечением с Казанской в разных уровнях.
1-112.jpg

1-59.jpg

Все подробности грандиозных планов развития полуострова Шкота можно узнать на сайте мэрии.
1-65.jpg

1-57.jpg

Проблему парковочных мест в районе генплан также с легкой руки решает на раз. Ни много ни мало 95 этажей многоуровневых гаражей-стоянок в общей сложности на 8095 мест должны появиться на Эгершельде в ближайшие 9 лет, а также муниципальная 7-этажная парковка на 237 машин по адресу Верхнепортовая, 6.
1-38.jpg

1-113.jpg

К слову, на полуострове также должны появиться такие загадочные объекты, как 4-этажная «крытая автостоянка с залами для оздоровительных тренажеров и офисными кабинетами» на Ялтинской, 18 и 10-этажная «многоярусная парковка с офисными помещениями» на Крыгина, 31.
1-85.jpg

1-100.jpg

Чтобы жители эгершельдских небоскребов могли спокойно рожать детей, в районе построят еще семь детских садов на 1210 мест с небольшими скверами и школу на 1000 мест, расширят и благоустроят школы № 13 и № 6. А еще здесь появится поликлиника на 800 посещений в сутки. Уместиться на территории полуострова должны также три физкультурно-спортивных центра, ресторан с видовой площадкой, клуб на 223 посетителя, библиотека со 120 тысячами единиц хранения и 15 новых зеленых зон отдыха в придачу.
1-83.jpg

1-117.jpg

Не забыли проектировщики и о пище духовной. На Крестовой сопке должен вырасти православный храм. Будет развиваться и морское «лицо» Эгершельда — согласно генплану должны появиться четыре новые стоянки маломерных судов, предусмотрено развитие Владивостокского морского порта.
1-64.jpg

1-3.jpg

По расчетам специалистов благодаря этим позитивным изменениям численность населения Эгершельда к 2025 году вырастет с 39,6 до 48,4 тысяч человек.
1-84.jpg

1-153.jpg

Конечно, проект планировки полуострова, как и весь генплан города, — документ «живой», в него могут вноситься корректировки. Какие обещания городские власти осилят, а какие останутся только на бумаге — узнаем уже через девять лет. Стоит отметить, что, например, далеко не все пункты генплана 1989 года удалось осуществились. К слову, уже в документе 25-летней давности существовал проект моста на остров Елена, который в сложные перестроечные времена так и не был реализован.
1-122.jpg

1-123.jpg

А пока Эгершельд живет насыщенной жизнью — растет и развивается Морской университет, увеличивает грузооборот Торговый порт, к морскому и железнодорожному вокзалу спешат поезда и океанические лайнеры, в Fesco-Hall, как в старые добрые времена, выступают «Машина времени» и ВИА «Синяя птица». На пляжах Эгершельда отдыхают горожане, а между островом Русский и Токаревской кошкой курсируют баржи.
1-155.jpg

1-102.jpg

Здесь массово строятся элитные жилые комплексы с видом на море, стоимость метра в которых может достигать 150 тысяч за квадрат черновой отделки. Обитатели «золотых» квартир и личных таунхаусов оставляют свой маломерный водный транспорт на трех стоянках-маринах: на маяке, при МГУ им. Г.И. Невельского и в яхт-клубе «7 футов». Посвященное им ежегодное Vladivostok Boat Show стало главным событием культурной жизни района. Подробности…
1-91.jpg

1-71.jpg

«Ветрозависимые»

Однако эгершельдцы уверены: своя яхта — не роскошь, а средство передвижения. Один из таких убежденных мореходов и прирожденный яхтсмен 32-летний Василий живет на Эгершельде уже 15 лет. «Вася-яхтсмен» (как зовут парня друзья и знакомые) без преувеличения все свободное время проводит в море. На вопрос: «Кто и когда научил его управлять парусным судном», ответить не смог. «Это как в детстве — сначала пускаешь кораблики в лужах, потом строишь с друзьями плот. Дальше оказываешься на борту парусной лодки… Когда живешь в двух шагах от моря, связываешь с ним свою жизнь, все приходит само по себе. Как будто это всегда было со мной», — подметил «Вася-яхтсмен».
1-108.jpg

1-69.jpg

По аналогии с корабликом и плотом, первым «кораблем» Василия была гребная лодка «тузик», потом дважды — двухместный швертбот «Кадет», на смену которому пришла одна из самых любимых яхтсменами парусная лодка — скоростной и вместительный швертбот «Финн». Затем — грациозная килевая яхта «тройка». Потом снова давняя любовь — «Финн». Сегодня морские прогулки и рейсы на острова Вася совершает на серьезной 24-футовой яхте типа «Нефрит». Но и с любимым «Финном» не расстается:
1-68.jpg

1-70.jpg

«"Финн" — это для души, тонкое ощущение паруса. Можно как следует погонять, если выходишь в море один при хорошем ветре. Нас здесь много таких. Мы в каком-то смысле маньяки, ветрозависимые».
1-36.jpg

1-33.jpg

P.S.:

1.
1-124.jpg

2.
1-125.jpg

3.
1-131.jpg

4.
1-133.jpg

5.
1-141.jpg

6.
1-143.jpg

7.
1-144.jpg

8.
1-146.jpg

9.
1-147.jpg

10.
1-148.jpg

11.
1-151.jpg

12.
1-152.jpg

13.
1-156.jpg

14.
1-88.jpg

15.
1-93.jpg

16.
1-97.jpg

17.
1-98.jpg

18.
1-105.jpg

19.
1-106.jpg

20.
1-109.jpg

21.
1-110.jpg

22.
1-118.jpg

23.
1-61.jpg

24.
1-79.jpg

25.
1-80.jpg

26.
1-41.jpg

27.
1-52.jpg

28.
1-29.jpg

29.
1-12.jpg

30.
1-15.jpg

Спасибо за внимание!)

Репортажи по теме:

Снеговая падь                                                           Луговая                                                                       Вторая речка
             

Тихая                                                                           БАМ
       

Новости Владивостока на VL.ru



-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников

alexhitrov
Я в социальных сетях. Добавляйтесь!)